В СССР всегда выпускалось некоторое число машин для специальных служб. Такие автомобили были предназначены для гаража правительства и разведки.
Чаще всего разница между “специальными” и серийными автомобилями в СССР заключалась в техническом оснащении. Внешне они были одинаковыми. Известно, что на базе определенных моделей строились версии для специальных служб.
Первый автомобиль, который переделали под нужды разведки — ГАЗ-М1. В оснащении предусмотрели мотор V8 Ford. Нет информации, сколько всего было выпущено таких машин. В 1956 году появилась ГАЗ-М-20Г, которая от серийного автомобиля отличалась только мотором. Под капотом разместили агрегат 3.5. Еще одна модель — ГАЗ-23, которая маскировалась под Чайку. Работы по установке крупного мотора велись длительное время.
ГАЗ-24-24 — специальная версия Волги, которая выпускалась с 1973 года. Машину оснастили двигателем мощностью 195 л.с. Такие образцы собирали небольшими партиями. ГАЗ-3101 — модель, которую не могли приобрести частные лица. Версия для КГБ отличалась мотором на 220 л.с. В конструкции также использовалось 2 выхлопные трубы.
ВАЗ-21018 и ВАЗ-21059 — народные автомобили, переделанные под “специальные”. Под капотом у них стояли моторы на 80 и 120 л.с. Свободная продажа такой версии была открыта в 1990 годах. ГАЗ-13С — еще один специальный транспорт для слежки и сопровождения. Этот автомобиль был представлен в кузове универсала. Его использовали для перевозки медицинской бригады. Переделкой занимались на Рижской автобусной фабрике.
Автомобили для спецслужб не отличались от серийных внешне. По этой причине среди автомобилистов в СССР ходили разные легенды о «загадочных» машинах для властей.