Раннее развитие дошкольников: «за» и «против»

2016-01-18_122405

Как должно проходить развитие ребенка дошкольного возраста — по этому вопросу существуют самые противоречивые мнения. Одни родители всеми силами стараются подгонять умственное развитие детей, подготавливая их к поступлению в школу так, чтобы они умели читать, писать, считать и т. д. Другие предоставляют ребенку развиваться вполне свободно: захочет ребенок читать — пусть учится чтению, не захочет — не нужно. В помощь родителям открыты школы раннего развития, в том числе и в Рыбинске. Тем временем, педагоги считают, что и то и другое воспитание неверно.


Все хорошо в меру

Если преждевременное, слишком раннее развитие для ребенка вредно, как и всякое созревание раньше времени, то и такое развитие, которым никто не руководит, может оказаться весьма ограниченным, пойти по неправильному пути. Стало быть, развитием ребенка нужно руководить, направляя его соответственно возрасту. Как это делать?

  • В раннем детском возрасте, примерно лет с двух-трех, идет усиленное накопление словарного запаса ребенка. Полезно помочь ему в этом: подсказывать новые слова и выражения, учить четкому и правильному произношению слов, помогать усваивать новые понятия.
  • Едва научившись говорить, дети начинают проявлять большую любознательность, задавать вопросы: «почему?», «отчего?», «как?», на которые старшим надо учиться отвечать находчиво и просто.
  • В возрасте пяти-шести лет и старше дети с удовольствием рисуют, лепят, мастерят что-нибудь. Надо не бояться некоторого беспорядка в комнате, потому что интересы развития ребенка важнее, и предоставить ему нужную свободу действий с тем условием, конечно, чтобы он потом прибрал за собой. Дать бумагу, карандаши, пластилин, дощечки, гвозди.
  • Нет большей радости для ребенка, чем сделать что-нибудь самому, осуществить свой замысел собственными руками. Здесь-то, в старшем дошкольном возрасте, закладываются первые основы творческой инициативы, которую надо поддерживать. Нередко при этом выявляются богатые способности к чему-либо: к рисованию, конструированию и другим видам творчества, которые растут, крепнут по мере тренировки.

А как поступать в отношении развития одаренных детей?

2016-01-18_122158Пожалуй, трудно найти такого ребенка, который не был бы к чему-то способен и в какой-то степени одарен. Но есть и такие дети, способности которых начинают выявляться особенно ярко уже в дошкольном возрасте. Юные вундеркинды проявляют большие способности к рисованию, сочиняют неплохие для своего возраста стихи. Наконец, есть просто «не по годам» умные дети, которые много читают, знают. И вот родители  заставляют ребенка рисовать, сочинять или читать без меры. Однако, такие нагрузки могут оказаться вредными для детского организма. Здесь важно приучать дошкольника к усидчивости, наблюдательности, способствовать всестороннему развитию личности, нежели зацикливаться только на развитии определенного таланта. Одаренному ребенку, как и всем, жизненно необходимо много гулять и играть, полезно заниматься физкультурой, музыкой и т. д.

Развитием детей надо руководить, но не ускорять его искусственно!

Развить ту или иную способность легче под руководством опытного учителя. В нашем городе есть много учреждений, занимающихся развитием детского художественного творчества, спортивных и музыкальных школцентров раннего развития. У нас проводятся конкурсы юных музыкантов и художников, олимпиады, спортивные состязания — все это помогает выявлению и расцвету молодых талантов, и родителям стоит поощрять это развитие способностей своих детей.

Присмотритесь к своему ребенку, чем он больше любит заниматься, помогите советом, подсобными материалами. Особенно внимательно относитесь к его первым попыткам творчества. Больше беседуйте, просите ребенка рассказать вам, что он видел, слышал или же придумал. Чутко присматривайтесь к тому, что в наибольшей степени занимает, увлекает ребенка, чтобы затем научиться руководить его интересами и самим заинтересовывать тем, что, по вашему мнению, важно и нужно для него.

В чем должна выражаться подготовка ребенка к поступлению в школу?

Нецелесообразно учить ребенка читать и писать до школы. Такого рода домашнее обучение приводит чаще всего лишь к тому, что ребенка, научившегося читать и писать, приходится в школе переучивать, что гораздо труднее, чем научить снова. К тому же чаще, обученные дома, дети скучают в классе: им неинтересно слушать, как другие учатся, потому что они все это, как им кажется, знают. У таких детей подчас наблюдается даже пренебрежительное отношение к учебе.

Часто случается, дети еще до школы самостоятельно, без помощи взрослых, учатся читать сами. В этих случаях не рекомендуется запрещать детям читать, но чтением следует руководить. В силах родителей помочь выбирать подходящие для возраста детские книги и разумно ограничивать время чтения.

Подготовку к школе лучше вести по линии общего развития ребенка: приучить его быть внимательным, усидчиво и сосредоточенно заниматься чем-либо самостоятельно, хотя бы игрой. Много значит предварительное, еще до школы, знакомство с окружающим миром, с природой, разными видами творчества. Важно, чтобы еще в дошкольном возрасте у ребенка были воспитаны определенные культурные навыки, привычка общения со сверстниками. Все это сыграет немаловажную роль, когда ребенок приступит впервые к такому серьезному труду — учебе в школе.

Интересно было бы узнать мнение рыбинских родителей: «за» или «против» раннего развития дошкольников. Чем вы занимаетесь с детьми?

Метки , , . Закладка постоянная ссылка.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Один комментарий к статье Раннее развитие дошкольников: «за» и «против»

  1. Hosting говорит:

    Для многих молодых родителей интеллектуальное развитие в ущерб эмоциональному стало нормой жизни. Замотанная мама лишний раз не приласкает малыша, не поцелует и не погладит его.

Добавить комментарий для Hosting Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>